URBAN.AZ
URBAN.AZ

Telegram Banner

«… из всех людей англичане в этом отношении самые 
прискорбные тряпки. Они как раз из тех ничтожеств, 
которые вопят, что всех пыток мира мало для их врагов, 
а потом отдают чай и сигареты первому же раненому 
немецкому пилоту, оказавшемуся у их кухонной двери». 
Льюис Клайв  «Письма Баламута» 

О целостном человеческом развитии в любви и истине сказано немало мудрых слов, разбросанных во времени и рассеянных в пространстве. Любви и истины, целостности человека не бывает без мощного и ответственного искусства создавать красоту. А без умения жить в мире с соседом не бывает прочного здоровья в обществе. Право и правда раньше или позже преодолеют и конфликт в Нагорном Карабаха. И народы, которым судьбой начертано жить рядом, смогут с уверенностью смотреть в мирное будущее. Баку по праву пожелает показать, как много потеряли карабахские армяне, проведя долгие годы вне орбиты нашей культуры. Культуры своей азербайджанской родины. Культуры молодой нации, выросшей из древних народов, населявших эту нашу землю. Молодые художники и фотографы поедут в Шушу и Ханкенди со своими выставками, музыканты и композиторы с концертами. Часть из них знакомы мне лично, и я уверен в них и их успехе. В конце концов, Полад Бюльбюль-оглы привезет им замечательный балет «Любовь и Смерть».

Однако плодородная почва дает жизнь не только тучным колосьям злаков, но и сорным травам. Их было много в опере «Интизар». Я, к сожалению, не был на премьере, а потому заметка не приурочена ни к чему и описывает уже старое для критики произведение.

Начать хочу с позитива. Самых добрых слов заслуживает труппа Театра оперы и балета, которой удалось из той субстанции, которая у них была, сотворить действительно приятно ложащееся на слух и глаз действо – конфетку. И несмотря на то, что музыка просто по замыслу автора почти всегда не описывала того, что происходит на сцене, труппа сделала все возможное, чтобы по отдельности актерская игра, вокал и музыка доставили публике максимум возможного эстетического удовольствия. Либретто так же достойно вашего внимания. Автор его без излишеств ответственно и лаконично описал происходящее на сцене, чем немало, наверное, помог зрителю в понимании замысла оперы.

Чего не было в опере «Интизар»? Я не увидел в опере дервиша. Был актер в костюме дервиша. Музыка же мне этого не рассказала, не показала. В то время как персонаж этот настолько колоритен и аутентичен, что даже слепой азербайджанец должен чувствовать его присутствие на сцене по одним только первым нотам, что вполне возможно. Не было слез. Слез на глазах зрителей. А это провал для автора, выбравшего карабахскую тематику, ведь почти у каждого жителя Азербайджана есть своя «Карабахская тетрадь», своя история с живыми именами и живой болью. Для оперы, даже великой, традиционно простительна интеллектуальная бедность, но не эмоциональная нищета. А еще в этой опере не было ни одного положительного героя "не азербайджанца", и отсутствие это было подчеркнуто жирным кумачовым маркером.

А теперь лежка дегтя. Выше я позволил себе надеяться на то, что наша культура придет и в наши карабахские города, в которых живут наши граждане – этнические армяне. С чем к ним приедет наша опера? С этой постановкой? С постановкой, в которой нация и именно нация представлена, как «темные силы»? Ваш покорный слуга был приятно удивлен, когда увидел хоть одного отрицательного героя-азербайджанца. Пусть он олицетворяет пятую колонну, пусть, возможно, даже оппозицию, но он есть. Тем сильнее было мое окончательное разочарование оперой, когда и он оказался сыном «темных сил». Родным. С неправильным черепом и кровью видимо.

То, что в постановке не было ни одного положительного героя не азербайджанца оказалось, к сожалению, не единственной пошлой гиперболой. На службу псевдонациональным комплексам, квинтэссенцией которых и является опера, попытались поставить такие светлые образы, как семья и семейная любовь. Семейные ценности, которые всегда были важны для нашего народа, которые всегда защищались нацией на уровне как традиций, так и конституции, не могут и не должны служить ненависти и вражде.

В заключении скажу, что хотел бы предостеречь критиков, простых зрителей и даже автора связывать какие-либо образы оперы «Интизар», в том числе и заключительную сцену с появлением героя на белом коне с именем общенационального лидера Гейдара Алиева, дабы не марать это имя в памяти будущих поколений, которым предстоит строить единый и сильный Азербайджан, достойный своей сложной, подчас трагичной или даже противоречивой, но все же великой истории.


Отзывы