Для детей слово "война" не раскрывает всего своего ужаса, пока не приходит к самому дому и не стучит в дверь. Как она постучала в 1992 году в двери шушинских мальчишек и девчонок.
Мне тогда было 10 лет, и что такое война, я не знала. Слышала, но не понимала ни хмурых лиц, ни грустных разговоров. "Они взяли Шушу!" Представлял ли кто-то из моих сумгайытских или бакинских сверстников тогда, как это происходило? Шушинские дети представляли.
Я осознала случившееся, лишь когда летним днем к нам пришел мамин выпускник, участник обороны Шуши. Для меня он раньше был просто Вугаром, который в довоенное время таскал меня на плечах, играл со мной в лапту и угощал конфетами. Летом 1992 года это был убитый горем мужчина. "Мы ни за что не отдали бы Шушу сами! Она неприступна!" - эти слова Вугара я запомнила на всю жизнь. И на всю жизнь они определили мое отношение к этой войне. Несправедливой, предательской, победа в которой заключалась не в том, кто сильнее, смелее и справедливее...
Шуша была основана тюркским правителем Панах Али-ханом в середине XVIII века, как крепость для защиты Карабахского ханства. Российский документ еще середины XVIII века сообщает: "Крепчайшее по местоположению селение здесь Шуша". Не прошло и года после строительства новой крепости, как на Карабахское ханство напал Мухаммед Гасан-хан, один из главных претендентов на шахский престол в Персии. Не решившись (!) на осаду сильной крепости, Каджар со своими войсками целый месяц простоял вдали от Шуши, в местности Хатун-архи, ибо «не смог с таким крупным войском даже приблизиться (!) к окрестностям крепости». Во время Русско-персидской войны 1826-1828 малочисленный гарнизон Шуши под начальством полковника Реутта около 40 дней (!) героически сопротивлялся иранской армии Аббаса-Мирзы, при которой был и бывший хан Карабаха Мехти-хан.
И как же так случилось, что армянская армия смогла занять неприступную Шушинскую крепость всего за 2 дня? Вопрос риторический, ибо ответ на него и так ясен. Победа тогда была игрушкой в руках людей, для которых Шуша ничего не значила... Они просто отдали ее тому, кому было выгодней. Войска получили приказ отступить, и им пришлось подчиниться.
Это для нашего народа Шуша была сердцем, которое до сих пор находится в руках захватчиков и постоянно болит. Сильнее или слабее, тихо ноет или громко стучит... Но никогда не сможет успокоиться, пока не вернется на эти земли азербайджанский народ.
Сухая статистика рассказывает лишь о том, что в боях за оборону Шуши 195 наших соотечественников стали шехидами, 165 человек были ранены, 58 человек захвачены в плен и взяты в заложники. В результате оккупации Шушинского района 23 156 азербайджанцев были изгнаны из мест своего постоянного проживания.
В 10 лет сложно оценить масштабы этих цифр. Но за каждой из единиц стоит человеческая жизнь, боль и тоска по родному дому. А еще надежда вернуться...
И стихи, которые в тот день сами легли на бумагу: